No Image

Техническое задание на проектирование автомобильной дороги

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

от 13 января 2004 года N ОC-28/172-ис

[О заданиях на проектирование дорожных объектов и разработку предпроектной документации для них]

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при разработке проектов строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений и предпроектной документации с 01.01.2004 руководствоваться образцами заданий на проектирование дорожных объектов и разработку предпроектной документации для них (прилагаются) с учетом специфики переходного периода до принятия соответствующих законов о технических регламентах. В составе задания учитывать следующие документы:

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

4. Методические рекомендации по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию мостов и труб на автомобильных дорогах;

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Вышеуказанные документы размещены на сайте Росавтодора в разделе "Наука и техника" в рубрике "Техническое регулирование".

Заместитель Министра
транспорта Российской Федерации
О.В.Скворцов

Задание на разработку обоснования инвестиций в развитие федеральной автомобильной дороги

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации

ЗАДАНИЕ
на разработку обоснования инвестиций
в развитие федеральной автомобильной дороги

(в точном соответствии с титулом по утвержденной Программе разработки обоснований инвестиций)

Республике (области, крае)

1. Основание для проектирования:

1.2. Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог

1.3. Программа разработки обоснований инвестиций из средств федерального бюджета на 2002-2005 годы, утвержденная Первым заместителем министра транспорта Российской Федерации 23.05.2003.

Здесь и далее текст в скобках представляет вариант формулировки и должен быть вычеркнут при составлении конкретного задания или принят вместо текста, расположенного перед ним.

2. Начало и конец проектируемого участка:

2.1. Начало участка принять на

уточнить в Обосновании инвестиций;

2.2. Конец участка принять на

уточнить в Обосновании инвестиций.

3. Исходные данные см. приложение 1 (передаются при заключении договора на проектные работы).

4. При разработке обоснования инвестиций:

4.1. выполнить сбор исходных данных для проектирования, не перечисленных в п.3 настоящего задания;

4.2. выполнить необходимые камеральные инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометрические, инженерно-кологические изыскания;

4.3. выполнить экономические изыскания для определения перспективных интенсивности и состава движения, обоснования проектных решений и определения эффективности инвестиций;

4.4. выполнить археологические изыскания и обследования района трассы дороги в необходимом объеме;

4.5. разработать Обоснование инвестиций в составе, достаточном для обоснования необходимости и социально — экономической целесообразности развития автомобильной дороги, выбора варианта развития, определения объемов работ и необходимых инвестиций в строительство, реконструкцию дороги, обоснования очередности и сроков инвестирования и выполнения работ по развитию дороги;

4.6. согласовать обоснование инвестиций с заинтересованными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством;

4.7. участвовать без дополнительной оплаты в рассмотрении Обоснования инвестиций заказчиком в установленном им порядке, защите проекта в органах государственной экспертизы, представлять пояснения, документы и обоснования по требованию экспертизы, вносить в Обоснование инвестиций по результатам рассмотрения у заказчика и замечаниям экспертизы изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию.

5. При разработке Обоснования инвестиций принять следующие основные технические параметры:

5.1. техническая категория дороги — определить в соответствии с Технической классификацией автомобильных дорог общего пользования;

5.2. Основная расчетная скорость на проектируемом участке — определить в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования;

5.3. геометрические характеристики автомобильной дороги — определить в соответствии с принятыми классом и категорией дороги по Методическим рекомендациям по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования;

5.4. характеристики искусственных сооружений — определить в соответствии с принятыми классом и категорией дороги по Методическим рекомендациям по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию мостов и труб на автомобильных дорогах;

5.5. расчетная нагрузка для расчета дорожной одежды и проверки устойчивости земляного полотна — определить в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования;

5.6. нормативные нагрузки, расчётные схемы нагружения и габариты приближения автомобильных дорог общего пользования для проектирования мостов и путепроводов на проектируемом участке — определить в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования.

6. Специальные требования к составу работ, содержанию и оформлению Обоснования инвестиций:

6.1. состав проекта принять в соответствии с требованиями Росавтодора Минтранса России от_____ N__;

6.2. в составе Обоснования инвестиций разработать:

6.2.1. раздел "Оценка воздействия автомобильной дороги на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других документов об оценке воздействия автодороги на окружающую среду;

6.2.2. раздел "Организация содержания автомобильной дороги", включающий меры и необходимые инвестиции по совершенствованию существующих и при необходимости строительству новых производственных баз, пунктов учета движения, метеопунктов, аварийно-вызывной связи и других объектов, необходимых для содержания автомобильной дороги с учетом мнения органа управления автомобильной дорогой;

6.2.3. раздел "Ресурсоемкость строительства (реконструкции)", в котором показать необходимые для реализации проектных решений материальные и трудовые ресурсы;

6.3. в составе Обоснования инвестиций представить предложения по:

6.3.1. использованию сырьевой базы региона проектируемой дороги, при необходимости;

6.3.2. приведению в соответствие правоустанавливающих документов на полосу отвода существующей автодороги и использованию земель и полос отвода на основе анализа данных, представляемых заказчиком, при необходимости;

6.3.3. установлению придорожных полос федеральной автомобильной дороги в соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.98 N 727;

6.3.4. передаче основных сносимых, переустраиваемых, вновь строящихся и не относящихся к имуществу федеральных дорог объектов, на баланс иных организаций, по составу их обязательств по приемке указанных объектов на свой баланс после завершения строительства;

6.3.5. дальнейшему использованию с передачей в собственность субъектов Российской Федерации, списанием, рекультивацией и т.п. участков федеральных дорог, утративших федеральное значение в результате строительства (реконструкции) новых направлений;

6.3.6. выполнению необходимых для реализации мероприятий по развитию дороги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при необходимости;

6.3.7. мероприятиям по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в соответствии с техническими условиями___________ от____ N___, при наличии технических условий;

6.3.8. долевому финансированию развития автомобильной дороги, при необходимости;

6.3.9. реализации рассматриваемого развития по рекомендуемому варианту на коммерческой основе с организацией платного проезда, при необходимости.

6.4. оформить акт выбора земельных участков для строительства (реконструкции) автомобильной дороги, подлежащих изъятию в установленном порядке в течение трех лет с момента составления акта выбора с учетом актов выбора земельных участков, приведенных в приложении 1, при необходимости;

6.5. определить объемы инвестиций, связанных с изъятием в бессрочное или срочное пользование, а также выкупом объектов недвижимого имущества, возмещением затрат при изъятии земель, включая возмещение убытков (упущенной выгоды) собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства, а также затрат по переносу инженерных коммуникаций и сооружений определить совместно с заказчиком;

6.6. состав и формы расчетов стоимости принять в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-1.99, номенклатуру глав сводного расчета стоимости к обоснованию инвестиций — в соответствии с порядком, действующим в Росавтодоре Минтранса России;

6.7. привести основные технико-экономические показатели объекта с разделением по очередям в соответствии с Техническими спецификациями на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

6.8. привести результаты сравнения сметной стоимости с одобренными в установленном порядке Показателями удельных затрат в строительство и реконструкцию автомобильных дорог, при необходимости;

6.9. проектные решения принять на основе технико-экономического сравнения вариантов в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования, Методическими рекомендациями по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию мостов и труб на автомобильных дорогах, техническими документами, перечисленными в приложении 2. Для разработки и обоснования проектных решений могут быть использованы и другие технические документы и результаты научно-исследовательских разработок в части, не противоречащей документам, приведенным в настоящем пункте;

Читайте также:  Арматура для монтажа кабеля сип

6.10. обоснование инвестиций оформить подписями руководителя генеральной проектной организации и главного инженера проекта, круглой печатью генеральной проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии документации требованиям действующего законодательства и задания на проектирование.

7. Прочие требования:

7.1. оценку эффективности инвестиций произвести на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования;

7.2. при выявлении в процессе разработки обоснования инвестиций необходимости проведения полевых инженерных изысканий обратиться к заказчику в письменной форме с обоснованием вида и необходимого объема изысканий для принятия решения о выдаче дополнительного задания на проектирование;

7.3. подготовить по рекомендуемому варианту краткую информацию для распространения среди населения в районе тяготения автомобильной дороги в целях разъяснения необходимости и целесообразности реализации проекта и формирования общественного мнения. В случае необходимости принять участие в общественных обсуждениях проекта, организуемых в установленном законом порядке;

7.4. в расчет стоимости не включать объекты, финансируемые из других источников, кроме автобусных остановок, площадок отдыха, земель для размещения объектов дорожного сервиса, при необходимости;

7.5. стоимость работ и затрат определить в текущем уровне цен по состоянию на I квартал года, следующего после разработки Обоснования инвестиций;

8. Требования к сдаче обоснования инвестиций заказчику:

8.1. обоснование инвестиций передать заказчику в 4 экземплярах в переплетенном виде, а также в электронной версии с форматами данных для текстовой документации — "rtf".

Этапы разработки проекта автомобильной дороги и особенности организации процесса. Ключевые факторы, содержание и состав проектной документации, нормативное регулирование дорожного строительства.

Проектирование автодорог – это совокупность инженерно-расчетных работ, которые направлены на разработку проектов новых или ремонтируемых трасс. Основной целью изыскания является достижение высоких транспортных и эксплуатационных качеств сооружения при минимуме затрат на строительство и стройматериалы.

Гарантийный срок на разработанную проектную документацию — 5 лет!

Компания «Промтерра» занимается проектированием дорожных сетей, линейных инженерных сооружений и моделированием автомобильных транспортных потоков в Москве, Казани и других регионах России уже много лет. Накопленный опыт и ответственное выполнение работ дает гарантии предоставления результата на высоком профессиональном уровне. В процессе исследований проектировщики используют методики анализа планируемого движения и инженерных изысканий, чтобы все факторы местности, окружающей среды и особенностей грунта были учтены в проекте автодорог.

Этапы дорожного проектирования

Изначально должно быть составлено детальное техническое задание на проектирование дороги для реконструкции или проведения строительных работ. После этого перед специалистами стоит задача – изучение сметной и технической документации. На основе полученных сведений составляют программу выполнения работ, перечень дополнительных исследований относительно состояния и особенностей местности для будущей дороги.

Полевой этап проектирования предполагает проведение инженерно-геологических изысканий, топографическую съемку автомобильной дороги и гидрометеорологических обоснований. Результаты влияют на выбор методов будущего строительства и стройматериалов, технологию реализации, сезонное обслуживание. Помимо всего требуется разработать привязку уже существующей инфраструктуры, зданий, сооружений к проектируемым, включая собственно дорогу.

Все инженерно-технические решения по проекту строительства дороги, элементам плана, конструктивным особенностям дорожной одежды и земляного полотна должны приниматься после сравнения технико-экономических показателей различных вариантов. Создаются схемы с указанием дорожных знаков, эффективными моделями движения городского транспорта на участке трассы. Заказчик получает все необходимые рекомендации с учетом требований права к системе организации уличных автомобильных потоков. При выполнении этой работы учитывают финансовые затраты на строительство, реконструкцию, ремонтные работы и их содержание, а также ущерб нанесенный экологии окружающей среды.

Создание проекта автодороги

Расчетный проект автомобильной дороги включает в себя все необходимые инженерно-технические решения, организационные мероприятия, которые обеспечивают безопасность движения транспортных средств с предусмотренными скоростями.

Существует шесть стадий на которые можно условно разделить процесс разработки проекта автодороги, к основным относятся:

    обоснование инвестиций; технико-экономическое обоснование; инженерный проект; рабочий проект; рабочая документация.

Выбор количества стадий, состава работ по проекту и технической документации зависит от категории автомобильной дороги, сроков исполнения, имеющейся информации и геологических условий, требований заказчика, а также от объемов финансирования, технических возможностей и сложности объекта. Во время строительства проводится исполнительная съемка дороги с целью инженерного контроля возводимых сооружений.

Состав проектной документации для автомобильных дорог

Постановление правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. имеет утвержденный перечень проектной документации, который должен использоваться в качестве основы всеми организациями. В него входят: пояснительная записка, смета с расчетами на строительный процесс и проект его реализации, полосы отвода, проект с инструкциями по демонтажу, обоснования по технологическим решениям относительно строительства и эксплуатации линейного объекта, а также мероприятия по организации пожарной безопасности и охране окружающей среды.

К составу проектной документации дополнительно прилагают графические материалы: схемы, чертежи и планы. Учитываются все требования законодательства субъекта (области, республики или города) в котором планируется проектирование и строительство дороги в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и других регионах РФ.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елугачев Павел Александрович, Елугачев Максим Александрович

Рассматривается проблема формирования технического задания к контрактам на проектирование работ на автомобильных дорогах . Предлагается типовая структура среды общих данных. Формулируются общие требования к информационным моделям автомобильных дорог с позиции инженера-дорожника.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Елугачев Павел Александрович, Елугачев Максим Александрович

Preparation of requirements document within the concept of road information modeling

The problem of formation of requirements document to the road works design contracts is discussed. A typical structure of common data environment is suggested. The general requirements to the road information models from the perspective of road engineer is formulated.

Текст научной работы на тему «Подготовка технического задания в концепции информационного моделирования дорог»

Подготовка технического задания в концепции информационного моделирования дорог

Елугачёв П.А., к.т.н., директор ООО «Индор-Мост» (г. Томск)

Елугачёв М.А., начальник отдела проектирования автомобильных дорог ООО «Индор-Мост» (г. Томск)

Рассматривается проблема формирования технического задания к контрактам на проектирование работ на автомобильных дорогах. Предлагается типовая структура среды общих данных. Формулируются общие требования к информационным моделям автомобильных дорог с позиции инженера-дорожника.

Специалисты считают, что грамотное задание для проектирования — это более 50% успеха в решении задач, а время, затраченное на подготовку задания, — одно из лучших вложений в проект. Недаром его составление поручается ведущим специалистам — главным консгрукго-рам, руководителям проектов и работ.

Техническое задание на проектирование автомобильной дороги является исходным документом, характеризующим основные параметры дороги, эксплуатационные характеристики, показатели качества и техникоэкономические требования, предъявляемые заказчиком работ — организацией государственного подчинения или частного заказчи-

ка. Как правило, техническое задание является юридическим документом, дополняющим и уточняющим условия государственного контракта или договора на выполнение проектноизыскательских работ, где указывается основная цель, задачи, ожидаемые результаты и сроки выполнения работ. Таким образом, техническое задание содержит объективные критерии, по которым в дальнейшем определяется соответствие разработанной проектной документации замыслу заказчика.

Существующее положение дел

Разработка технического задания на проектирование автомобильной дороги — это один из

42 | САПР и ГИС автомобильных дорог | № 2(5), 2015

наиболее ответственных этапов, который в значительной степени предопределяет эффективность разработки проекта.

При составлении задания указываются решающие требования:

• вид и комплекс работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) в зависимости от уровня содержания, состояния, накопленных деформаций, межремонтных и гарантийных сроков, технических характеристик планируемого объекта;

Читайте также:  Тен в батареи гаражное отопление

• требования к области разработки проектного решения, то есть назначение категории, типа покрытия, участка проложения трассы, конкретные технические характеристики и нагрузки объекта проектирования и др.

Приведённые выше требования к техническому заданию на проектирование формулируются при решении следующих вопросов:

1. Какой цели мы добиваемся при разработке проектной документации?

2. Какие обстоятельства, требования и ограничения должны учитываться?

3. Какая последовательность действий приводит к выполнению этих требований?

4. Когда и чем заканчивается разработка проектного решения?

В традиционном техническом задании на проектирование первые две задачи решаются данными, имеющимися у заказчика. Задачи 3 и 4 не определены по причине следующих нерешённых проблем в проектировании автомобильных дорог:

• Отсутствие нормативных требований для составления технических заданий, описывающих последовательность, параметры и сроки выполнения работ общего комплекса проектирования, отвода земель, согласований с заинтересованными организациями для автомобильных дорог. Эта проблема в дальнейшем приводит к непрогнозируемым срокам работ, отсутствию планирования, невозможности управления.

• Данные, получаемые заказчиком на основе традиционных технических заданий (отчёты по инженерным изысканиям, проектная и рабочая документация), превращаются в архивные, как правило, бумажные материалы, применя-

ющиеся единожды при строительно-монтажных работах.

• Отсутствие нормативных требований и общеотраслевых стандартов для инструментов управления проектами в стадии разработки и реализации, а в дальнейшем — эксплуатации объектов капитального строительства.

Главным документом при составлении технического задания у заказчика является «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утверждённое Постановлением № 87 от 16.02.2008 [1]. Этот документ ограничивается общими фразами о разработке проектной документации на основе технического задания на проектирование, не регламентируя его наполнение, но чётко описывает состав документации, передаваемой на экспертизу. Заменив СНиП 11-01-95, в котором был описан порядок составления технического задания и его основные положения, Постановлением, мы получили нормативный вакуум по наполнению задания на проектирование. Необходимо отметить, что данный документ распространяется только на объекты капитального строительства, подлежащие прохождению экспертизы. И поэтому техническое задание, например, на проектирование ремонтов дорог выпадает из области технического регулирования, а вид работ «проект ремонта» выполняется в ходе жизненного цикла автомобильной дороги [2]. Заказчик вынужден разрабатывать собственные требования к составу проекта, а значит — «изобретать» техническое задание, в котором данные могут быть представлены в недостаточном объёме, что вызывает неуверенность у всех участников работ, т.к. допускается различное толкование требований.

Такой подход не позволяет объективно оценить качество проработки проектной документации. Поэтому формулировки, такие как «протяжённость участка уточняется в ходе проектирования» или «количество труб определяется в ходе обследования», являются вынужденной мерой. При таком техническом задании проектировщик должен понимать, что заказчик может не иметь (или иметь частичные, разрозненные, не обобщённые) характеристики существующего объекта, планируемого к торгам, что не снимает с разработчика ответственность и не отменяет необходимость выполнения требований надзорных органов независимо от их наличия в техническом задании. Таким образом, не только заказчик, но и проектировщик становятся ответственными за постановку цели в рамках технического задания на проектирование. Часто заказчик привлекает подрядчика ещё до этапа торгов для его совместной проработки. И оба сталкиваются с проблемами:

• Отсутствие требований к формированию технического задания на проектирование в связи с отменой СНиП 11-01-95, в связи с чем по автомобильным дорогам нет данных о наполнении данного документа, и конечный результат не определён.

• Нет возможности внедрять и апробировать новые технологии в связи с отсутствием нормативной поддержки и неоднозначной оценкой новых технологий экспертами государственных экспертиз, которые основываются на личном опыте, зачастую устаревшем, подчас ошибочном, и поэтому конечный результат не определён.

• Постоянно меняющиеся требования к смежным вопросам технического задания на проектиро-

Любые лишние требования в техническом задании приводят к тому, что невозможно получить положительное заключение на разрабатываемый проект. По этой причине очень часто оно меняется на этапе экспертизы, что абсолютно недопустимо.

САПР и ГИС автомобильных дорог | № 2(5), 2015 | 43

P-255 Подъезд к г, Томску 71-82 ]1 * 3 * 5 Архив . Замечания ГГЭ

J, Замечания начальника отдела > Моделирование X Отчеты по изысканиям 1! Сборка для авторского надзора Сборка для госзкспертизы I. Сборка послеэкспертизы Сборка рабочая ., Согласования I Отчеты

Сопроводительныедокументы Ь Том 1, Пояснительная записка Ь Том 2, Проект полосы отвода [ #

Том З, Книга 1, Строительнь1е

X Том 3, Книга 2, Строительные решения, Ведомости X Том 4, Здания и сооружения j. Том 5. Проект организации строительства

Том 7. Мероприятия по охране окружающей среды J Том 9.1. Сводный сметный расчет стоимости X Том 9.2. Объектные и локальные сметные расчеты X Том 9.3. Реестр прайс-листов . Электронная сборка (ГОСЗКСПЕРТИЗА)

|3| титульный листТКР1

[5] 88-13-0213-ТКР1.12 Форма, цвет, размеры дорожной разметки

[3] 88-13-0213-ТКР1.10 Схема инженерного обустройства М 1-1000 [5] 88-13-0213-ТКР1.09 Планы пересечений и примыканий М1-1000 @ 88-13-0213-ТКР1.08-3 Строительство трубы ПК20 + 54.44 (слева)

[сГ| 88-13-0213-ТКР1.07 Картограмма фрезерования М 1J.OOO @ 88-13-0213-ТКР1.04 Типы поперечных профилей земляного полотна Ml-100

[5] 88-13-0213-ТКР1.03 Продольный профиль @ 88-13-0213-TKP1.02 План трассы М 1 J000J6.07 F^ бланк изменений_ТКР1

Рис. 1. Фрагмент каталога со статусом «сборка рабочая». Строительные решения, представленные набором рабочих файлов чертежей (названия условные)

. Р-255 Подъезд к г. Томску 71-82 1‘ Архив

1_. Замечания ГГЭ А Замечания начальника отдела А Моделирование X Отчеты по изысканиям X Сборка для авторского надзора [ X Сборка для госзкспертизы А Сборка послеэкспертизы А Сборка рабочая А Согласования х PDF

. Последние ПЗ Сводная ведомость .. Сопроводительныедокументы Том 1. Пояснительная записка I. Том 2. Проект полосы отвода jg Том 3. Книга 1. Строительные решения |^Гом^П Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вание (отсутствие правил сбора исходных данных, их количества и достаточности, регламента получения данных), значительно влияющие на сроки разработки проектной и рабочей документации. Поэтому, если задать вопрос проектировщику по срокам получения согласований, то он может ответить, что всё зависит от ведомства, которое выдаёт это согласование, и поэтому сроки не определены.

Любые лишние требования в техническом задании (как кажется экспертам) приводят к тому, что невозможно получить положительное заключение на разрабатываемый проект. По этой причине очень часто оно меняется на этапе экспертизы, что абсолютно недопустимо.

Традиционное техническое задание на проектирование состоит из пяти основных блоков:

• Исходно-разрешительная документация, на основании которой принимается решение о выполнении работ, включающая цели и задачи проектирования.

• Основные технико-экономические параметры объекта, назначаемые заказчиком на основе имеющейся у него информации о дороге, включающие геометрические параметры, протяжённость, нагрузки, нередко стоимость окончательного варианта автомобильной дороги.

• Объём и виды инженерных изысканий, необходимых для проектирования автомобильных дорог. При разработке этого блока, как правило, не учитывается наличие уже выполненных в предыдущие годы изысканий в связи с тем, что у заказчика обычно эти данные уже отсутствуют (уничтожены).

44 | САПР и ГИС автомобильных дорог | № 2(5), 2015

Считается, что документация устаревает через 5 лет и, как правило, её уничтожают из-за ограниченных возможностей хранения — просто не хватает места для хранения. А ведь при наличии уже существующей дороги изыскания выполнялись, и, возможно, не раз. В 2013-2015 годах компанией «Индор-Мост» было выполнено проектирование более 400 км территориальных и федеральных автомобильных дорог в системе автоматизированного проектирования IndorCAD, и для всех была создана информационная модель [3]. Большая часть дорог, для которых выполнено моделирование, находится в ведении ФКУ «УПРДОР «Алтай». С этой точки зрения Алтайский край может стать одним из регионов, где возможно проведение пилотного проекта по формированию моделей для BIM [4].

• Дополнительные требования к проектной документации заказчика, включающие требования по технологии выполнения работ и используемым программам.

Читайте также:  Время варки кукурузной каши на молоке

• Требования к сдаче проектной документации, в основном предполагающие передачу заказчику выполненных работ на бумажном носителе и в электронном виде, например, редактируемом формате PDF, Microsoft Word/Excel, DWG и др.

Что получает при таком содержании технического задания заказчик? Он получает набор таблиц и плоских чертежей, хоть и в электронном виде. Хорошо это или плохо? Наверное, плохо, потому что эти таблицы в дальнейшем не участвуют в жизненном цикле, а происходит постоянная их замена.

Рекомендации к составлению технического задания для пилотного проектирования

В связи с интенсивным развитием экономики растёт объём и сокращается срок проектирования дорог, растёт количество хранимой информации по изысканиям и проектированию. И если ранее при «векторном» проектировании хранимая информация ограничивалась количеством бумажных версий в электронном виде, то сейчас расширился формат данных, появились файлы панорамного видео, облака точек лазерного сканирования, пространственные библиотечные элементы, обладающие атрибутивной информацией, пространственные проектные поверхности и их версии, которые в целом являются данными цифровой модели проекта, и эту информацию нужно научиться использовать [5].

Мы считаем, что без особого внимания заказчика к этому процессу, без специальных требований к информационной модели и среде общих данных (нормативно закреплённых) невозможно перейти на новый виток развития систем автоматизированного проектирования в концепции

BIM или такой переход будет несовершенен и запутан [6].

Для такого рывка в развитии прежде всего должны быть разработаны общеотраслевые стандарты на использование информационной модели [7] и среды общих данных (СОД) проектных организаций [8]. На сегодняшний день каждая проектная организация в России в зависимости от крупности и эффективности производственных процессов либо использует собственные разработки (собственные информационные модели и собственную среду общих данных) в этой области, либо не использует их вовсе.

С одной стороны, каждая организация создаёт авторский продукт, не похожий на другие, индивидуально для своего заказчика, с другой — на это тратится очень много времени, а также возникает ряд проблем совместной работы, когда технология, опыт и привычки одной организации начинают взаимодействовать с другой организацией. Поэтому организации в проектном консорциуме не могут и не знают, как встроиться в процесс «субподряда», затрудняя управление проектом генподрядной организации, срывая сроки и неточно выполняя необходимую работу.

Компания «Индор-Мост» имеет многолетний опыт работы в качестве генпроектировщика и субпроектировщика, и за это время выработала собственную оптимальную (с точки зрения управления) среду общих данных, которая, по нашему мнению, может стать прототипом для отраслевых стандартов. Данная СОД тиражировалась при выполнении инженерных изысканий и проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта территориальных и федеральных автомобильных дорог в Центральном, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах.

Как правило, данные СОД хранятся на облачном сервисе, удобном для Заказчика, например, Яндекс.Диск или любом другом ресурсе. Главный инженер проекта формирует на выбранном ресурсе каталог, в который загружаются те или иные фрагменты модели автомобильной дороги по мере их готовности. Каталог может иметь статус — «сборка рабочая», «сборка для экспертизы», «сборка после экспертизы», «сборка для авторского надзора» и т.д. (рис. 1, 2).

Состав и наполнение такого каталога и его статусов, как правило, разрабатываются главным инженером проекта и согласовываются с заказчиком. Процесс согласования СОД проходит достаточно долго, так как требуется фактически согласовать хранение каждого файла, а таких файлов могут быть тысячи, в зависимости от масштаба проекта. Мы считаем, что целесообразно вносить требования по форме СОД в техническое задание на изыскания и проектирование, а также указывать формат файла или группу параметров для элемента модели. С одной стороны, это трудоёмкий процесс, но создав и утвердив удобную

САПР и ГИС автомобильных дорог | № 2(5), 2015 | 45

СОД, заказчик сможет её использовать как шаблон в задании, а в дальнейшем, если она будет удобной, сделать её отраслевым правилом.

В качестве удачного примера шаблона можно привести Государственный контракт на выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения, выполненный ООО «Индор-Мост» в 20122015 годах. В задании на эти виды работ имеется Приложение № 2, в котором приводится перечень и требования к данным по трубам, подлежащие внесению в базу данных АБДМ (автоматизированный банк данных мостов) [9]. Фактически строго задаётся формат данных модели, и при необходимости чертежей и текстовых документов в электронном виде, то есть что, где и в каком формате должно храниться в базе данных.

Использование среды общих данных позволит упорядочить работу с файлами. Однако сами файлы в настоящее время имеют совершенно различный формат, порой не совместимый друг с другом. В идеальном случае для реализации BIM-технологии помогло бы приведение отечественных САПР к единому формату данных, что возможно при совместной работе и заинтересованности всех участников рынка.

Независимо от формата данных можно сформулировать общие требования к информационной модели дорог, которые уже сегодня способны поддерживать ведущие отечественные САПР:

1. Моделирование всех объектов должно проводиться в соответствии с их истинными размерами в масштабе 1:1 в метрической системе измерений. И такая возможность имеется у всех отечественных разработчиков САПР. Техническая возможность современных компьютеров, быстрые и эффективные алгоритмы позволяют детально прорабатывать элементы информационной модели.

2. Все элементы информационной модели должны быть классифицированы по типам и категориям объектов на основе библиотечных элементов, что позволит оценивать их объём и стоимость.

3. Элементы модели должны содержать атрибутивную информацию.

4. Элементы модели должны быть распределены по видам и этапам работ (подготовительные работы, земляное полотно, дорожная одежда).

5. Все конструктивные элементы должны иметь графическое и (или) цветовое выделение.

Прогресс, наблюдающийся в последние годы в развитии САПР, позволяет с уверенностью констатировать движение CAD-технологии к BIM-технологии. Мы думаем, что серьёзным толчком к пониманию функции информационной модели при проектировании может стать пилотный

проект [10], а его результаты могут лечь в основу отраслевых норм. 5

1. Постановление от 16 февраля 2008 г. № 87. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

2. Скворцов А.В., Сарычев Д.С. Жизненный цикл проектов автомобильных дорог в контексте информационного моделирования // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 4-14. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.1.1.

3. Петренко ДА, Субботин С.А. BIM-решения «ИндорСофт» для проектирования и эксплуатации автомобильных дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 100-107. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.15.

4. Долинский ЯА, Елугачёв П.А. Предпосылки зарождения BIM в ФКУ Упрдор «Алтай» // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2014. № 2(3). С. 43-45.

5. Сарычев Д.С., Скворцов А.В. Элементы моделей автомобильных дорог и уровни проработки как основа требований к информационным моделям // САПР

и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 30-36.

6. Скворцов А.В. Трудности перехода

от автоматизированного проектирования к информационному моделированию дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 4-12.

7. Скворцов А.В. Модели данных BIM для инфраструктуры // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4).

С. 16-23. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.1.2.

8. Скворцов А.В. Общая среда данных как ключевой элемент информационного моделирования автомобильных дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 37-41.

9. Рыбалов Ю.В. Автоматизированная информационноаналитическая система по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах // САПР

и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 126-135. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.19.

10. Бойков В.Н., Неретин АА, Скворцов А.В. Апробирование информационных моделей дорог на стадии реализации проектов // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015.

№ 2(5). С. 30-36. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.5.

46 | САПР и ГИС автомобильных дорог | № 2(5), 2015

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector